Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная

Ручки, ножки, огуречик,- появился человечек! Это важно, чтобы вырос он отважным, чтобы мог найти дорогу. Это трудно, это сложно, но иначе невозможно: только так из человечка выйдет человек!

08 января, 2016

Влияет ли на успеваемость скорость чтения?

На родительском собрании, которое состоялось 28.12.15 были подведены  итоги первого полугодия.В  личных папках ребят можно было увидеть последние работы детей и сделать для себя определенные выводы: что получается у вашего чада, а где ему нужно помочь.
Очень много говорили о технике чтения.Поэтому,  я позволю себе детально остановиться на этом вопросе.

Чтобы понять ситуацию в классе на уроках по литературному чтению,  я провела проверку техники чтения в конце 2 четверти.И вот, результаты.

Техника чтения в 1 "Б" классе.
Норма чтения 14 слов в мин.
По вертикали - количество слов, читаемых в минуту; по горизонтали - ученики.


Как видим из диаграммы - значительно выше нормы читают 13 учеников в классе,укладываются в стандарты - 4 человека и 2  - м - ученикам требуется поддержка и помощь со стороны родителей и учителя.

 Что  понимают под техникой чтения? 
Учителя оценивают две стороны чтения.
  1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
 2) техническую  - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.




Влияет ли на успеваемость скорость чтения?

Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе.
В средней школе положение с чтением не улучшается, но углубляется. Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических. Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи  от 120 до 150 слов в минуту).
Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять.....
.... практика показывает, что техника чтения у многих школьников находится на низком уровне, темп чтения значительно отстает от возможностей детей. На уроках чтения основное внимание уделяется пониманию прочитанного, развитию мышления, а развитие беглости чтения остается в «тени». А ведь увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах.
Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.
Это отрывок из работы учителя начальных классов Грищенко Л.А, Думаю, он достаточно убедителен и открывает для нас перспективы  к движению вперед.

Безусловно, такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакций, особенности темперамента, качество зрения, в определенной степени влияют на развитие скорости чтения. Однако все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию. Поэтому необходимо выделять (устанавливать)факторы, влияющие на беглость чтения и одни из  них развивать, а вторые (тормозящие) устранять.
Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку.  Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.
В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки.


Это интересно: В.И.Ленин и А.М.Горький читали примерно 600 слов/мин., с такой же скоростью читают люди, закончившие кузнецовские курсы. Утверждают, что наибольшая скорость чтения была зафиксирована у американского президента Дж.Кеннеди – около 2000 слов/мин. Может быть, это лишь легенда, но в США и в других развитых странах не принимают на работу руководящего специалиста, если он читает меньше 400 слов/мин. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не устанет в потоке бумаг.
Словом, за скорочтение и чтение в темпе скороговорки (это от 180 до 300 слов/мин.) в начальных классах говорить не имеет смысла. Диктора телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов/мин, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение это чтение со скоростью разговорной речи. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Уважаемые родители, в статье "От слогового чтения к беглому" вы познакомитесь  с приемами, как  вы можете  помочь ребенку совершенствовать свои навыки.Читать здесь.


 Тексты для проверки техники чтения






Для подготовки статьи была использована творческая работа  Грищенко Ларисы Александровны
 по проблеме :«Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы»



5 комментариев:

  1. Наталья Вячеславовна, доброе утро!
    Спасибо большое за информацию к размышлению!
    Абсолютно верно: скорость чтения влияет на успеваемость. Уточню вместе с Вами: смысловое чтение.
    На экзамене в 9-м и 11-м классе есть задания по тексту. Многие учащиеся не справляются с ними, потому что читают невнимательно.
    Как Вы думаете, кто должен НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ (=понимать)?
    Спасибо большое за тренажёр! Будем с дочкой-первоклассницей заниматься (хотя последняя проверка показала, что она читает 95 слов в минуту).

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна, рада познакомиться с Вами и Вашим блогом.С удовольствием побродила по страничкам и почитала к чему Вы не равнодушны.
    Задаете провокационный вопрос :).Чтобы научить читать, понимать,мы, учителя, учились этому 5 лет.Но без помощи семьи, знания индивидуальных, физиопсихологических особенностей ребенка успеха не будет.
    95 слов!Вам ,наверное тяжеловато в классе? Или у вас средняя скорость чтения в классе довольно высокая?Приближаетесь к оптимальной.Удачи !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и меня беспокоит вопрос обучения чтению: я не владею этой методикой, хотя и учитель литературы. Просто в книжном магазине набрела на "Букварь" Жуковой и поняла, КАК нужно учить читать. Сегодня дочка читает (и даже пишет отзывы о прочитанных произведениях в своём блоге).
      Читает она не лучше всех в классе. Думаю, входит в первую пятёрку. Учится она в лицее, где нам сразу сказали (на подготовительных курсах), что читать учить не будут. Не их это дело. Вот я удивляюсь, начальной школе дали 4 года обучения, дети должны прийти читающие, считающие, пишущие (печатными буквами). ЧЕМ ДЕТИ ЗАНИМАЮТСЯ 4 ГОДА?
      Спасибо большое за Ваши советы. Принимаю к сведению!

      Удалить
  3. Скорость чтения... Больной вопрос. Мы часто говорим на эту тему на родительских собраниях, но увы, мало читают наши родители в семьях, отсюда низкий интерес к чтению и у детей, а как следствие - низкая техника чтения.
    Верю, что Ваши советы пригодятся родителям. С вашего позволения размещу ссылку на статью на школьном сайте

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна.Буду рада,если эта информация пригодится и родителям в вашей школе.

    ОтветитьУдалить