На родительском собрании, которое состоялось 28.12.15 были подведены итоги первого полугодия.В личных папках ребят можно было увидеть последние работы детей и сделать для себя определенные выводы: что получается у вашего чада, а где ему нужно помочь.
Очень много говорили о технике чтения.Поэтому, я позволю себе детально остановиться на этом вопросе.
Чтобы понять ситуацию в классе на уроках по литературному чтению, я провела проверку техники чтения в конце 2 четверти.И вот, результаты.
Очень много говорили о технике чтения.Поэтому, я позволю себе детально остановиться на этом вопросе.
Чтобы понять ситуацию в классе на уроках по литературному чтению, я провела проверку техники чтения в конце 2 четверти.И вот, результаты.
Техника чтения в 1 "Б" классе.
Норма чтения 14 слов в мин.
По вертикали - количество слов, читаемых в минуту; по горизонтали - ученики.
Как видим из диаграммы - значительно выше нормы читают 13 учеников в классе,укладываются в стандарты - 4 человека и 2 - м - ученикам требуется поддержка и помощь со стороны родителей и учителя.
Что понимают под техникой чтения?
Учителя оценивают две стороны чтения.
1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
2) техническую - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Влияет ли на успеваемость скорость чтения?
Для
многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе
в начальной школе.
В
средней школе положение с чтением не улучшается, но углубляется. Медленное,
неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и
естественных, физико-математических. Из-за трудностей в чтении у школьников
складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие
личности.
По
оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Эти факторы ввели
в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников.
Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость
гораздо сильнее, чем остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп
разговорной речи от 120 до 150 слов в
минуту).
Именно
в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена –
ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы
понять.....
.... практика показывает, что техника чтения у многих школьников находится на низком
уровне, темп чтения значительно отстает от возможностей детей. На уроках чтения
основное внимание уделяется пониманию прочитанного, развитию мышления, а
развитие беглости чтения остается в «тени». А ведь увеличение скорости чтения у
школьников происходит главным образом в начальных классах.
Сегодня
у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить
порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то
пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед
учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу
начального обучения.
Многолетний
опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших
классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170
слов/мин.
Это отрывок из работы учителя начальных классов Грищенко Л.А, Думаю, он достаточно убедителен и открывает для нас перспективы к движению вперед.
Безусловно,
такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакций,
особенности темперамента, качество зрения, в определенной степени влияют на развитие
скорости чтения. Однако все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий
дальнейшему совершенствованию. Поэтому необходимо выделять
(устанавливать)факторы, влияющие на беглость чтения и одни из них развивать, а вторые (тормозящие)
устранять.
Дети,
медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Без быстрого чтения, по словам
В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.
В
любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это
продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей
проверки.
Словом,
за скорочтение и чтение в темпе скороговорки (это от 180 до 300 слов/мин.) в
начальных классах говорить не имеет смысла. Диктора телевидения широко
варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов/мин, при среднем
значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи. Именно к такой
скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека,
именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Уважаемые родители, в статье "От слогового чтения к беглому" вы познакомитесь с приемами, как вы можете помочь ребенку совершенствовать свои навыки.Читать здесь.
Для подготовки статьи была использована творческая работа Грищенко Ларисы Александровны
по проблеме :«Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы»
|
Наталья Вячеславовна, доброе утро!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за информацию к размышлению!
Абсолютно верно: скорость чтения влияет на успеваемость. Уточню вместе с Вами: смысловое чтение.
На экзамене в 9-м и 11-м классе есть задания по тексту. Многие учащиеся не справляются с ними, потому что читают невнимательно.
Как Вы думаете, кто должен НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ (=понимать)?
Спасибо большое за тренажёр! Будем с дочкой-первоклассницей заниматься (хотя последняя проверка показала, что она читает 95 слов в минуту).
Здравствуйте, Ольга Николаевна, рада познакомиться с Вами и Вашим блогом.С удовольствием побродила по страничкам и почитала к чему Вы не равнодушны.
ОтветитьУдалитьЗадаете провокационный вопрос :).Чтобы научить читать, понимать,мы, учителя, учились этому 5 лет.Но без помощи семьи, знания индивидуальных, физиопсихологических особенностей ребенка успеха не будет.
95 слов!Вам ,наверное тяжеловато в классе? Или у вас средняя скорость чтения в классе довольно высокая?Приближаетесь к оптимальной.Удачи !
Вот и меня беспокоит вопрос обучения чтению: я не владею этой методикой, хотя и учитель литературы. Просто в книжном магазине набрела на "Букварь" Жуковой и поняла, КАК нужно учить читать. Сегодня дочка читает (и даже пишет отзывы о прочитанных произведениях в своём блоге).
УдалитьЧитает она не лучше всех в классе. Думаю, входит в первую пятёрку. Учится она в лицее, где нам сразу сказали (на подготовительных курсах), что читать учить не будут. Не их это дело. Вот я удивляюсь, начальной школе дали 4 года обучения, дети должны прийти читающие, считающие, пишущие (печатными буквами). ЧЕМ ДЕТИ ЗАНИМАЮТСЯ 4 ГОДА?
Спасибо большое за Ваши советы. Принимаю к сведению!
Скорость чтения... Больной вопрос. Мы часто говорим на эту тему на родительских собраниях, но увы, мало читают наши родители в семьях, отсюда низкий интерес к чтению и у детей, а как следствие - низкая техника чтения.
ОтветитьУдалитьВерю, что Ваши советы пригодятся родителям. С вашего позволения размещу ссылку на статью на школьном сайте
Здравствуйте, Анна Борисовна.Буду рада,если эта информация пригодится и родителям в вашей школе.
ОтветитьУдалить