Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная

Ручки, ножки, огуречик,- появился человечек! Это важно, чтобы вырос он отважным, чтобы мог найти дорогу. Это трудно, это сложно, но иначе невозможно: только так из человечка выйдет человек!

10 августа, 2015

Готов ли ваш ребенок к школе? Диагностика

В июне прошла первая встреча с будущими первоклашками. Я была очарована непосредственностью, открытостью и искренностью ребят. Мы посидели за новыми партами, написали мелом на доске свои имена, совершили небольшую экскурсию по школе.

А после приступили непосредственно к  главной цели нашей встречи - Диагностике готовности ребенка к школе. Она заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.


Уважаемые родители, результат диагностики вашего ребенка  вы можете узнать у меня лично.  Вашему вниманию предлагаю познакомиться с заданиями, которые ребята выполнили в классе.


Задание 1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания.. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке.


 Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение к баллу.

Задание 2
Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.
Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);
0 баллов – задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".

Задание 3
Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)
2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4
Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Текст задания.

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".
Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;
0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5
Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания.  Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно;
0 баллов – сравнение проведено неверно.

Задание 6
Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

Оценка выполнения задания:

3 балла – линия проведена правильно (к зверям);
2 балла – линия проведена к птицам;
0 баллов – задание не выполнено.

Задание 7
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно 

зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 8
Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – наличие ошибок в один звук;
0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

9 комментариев:

  1. Наталья Вячеславовна, интересная подборка тестов для первоклассников. Возьму себе в копилку, в конце уч.года можно будет проверить по ним подготовишек, хотя мои тесты очень похожи)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, все началось с вашей подборки, еще раз, спасибо большое, что откликнулись помочь мне.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Комментарий был удален ошибочно.Приношу свои извинения.

      Удалить
    2. Да и у меня такое случалось... Наталья Вячеславовна, спасибо за Ваш материал. Жаль, что немногие родители спешат на встречу со школьным педагогом-психологом, именно на него у нас возложена обязанность проводить такую стартовую диагностику, именно она поможет в работе с детками в дальнейшем. С Вашего позволения, ссылку опубликую на школьном сайте.
      Интересно увидеть результат, предвкушаю следующий интересный материал

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталья Вячеславовна! Очень замечательная шапочка в блоге, заметное преображение. Вы просто умничка! Интересно, как справились детки с тестами, какие из них вызвали сложности? Мне понравилось задание на проверку состояния фонематического слуха. Спасибо, что поделились, отличные тесты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, Вы мне подали идею следующего сообщения.Я обязательно, опубликую результаты и укажу авторов методики.

      Удалить
  4. Наталья Вячеславовна, добрый вечер! Подборка заданий и правда интересная. При этом у педагога появляется возможность индивидуального подхода к ребенку - кому чем помочь, с кем дома с родителями позаниматься - подтянуться.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте,Ольга Анатольевна.Вы совершенно правы.На следующий день у нас была встреча-семинар с родителями, где был произведен анализ работ ребят и, действительно , родители увидели , чем они могут помочь ребенку.

    ОтветитьУдалить