Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная

Ручки, ножки, огуречик,- появился человечек! Это важно, чтобы вырос он отважным, чтобы мог найти дорогу. Это трудно, это сложно, но иначе невозможно: только так из человечка выйдет человек!

05 сентября, 2015

В преддверии проекта "Читаем вместе с ребенком" статья психолога Бобочки О.А. "О пользе семейного чтения"

ПРОБЛЕМЫ детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям, проще включить ребёнку телевизор или компьютер­ную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая, с мытьём посуды или любимым сериалом.     
  Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный  день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям ... И жалуемся, что дети не слушаются, не управляемые, все больше «уходят» в компьютер.  Если вдуматься, все эти проблемы во многом результат именно этого. Дети ищут компенсацию недостатку общения.
         А ведь чтение вместе – это  и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция се­мейногo чтения – очень  важная часть в системе се­мейногo воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
Семей­ное чтение – это  не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчи­вого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное; это и  совместная  читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно - эстетическое развитие личности.
      Как правило, под семейным чтением подразуме­вают общее или только взрослыми для детей чтение вслух.Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге, так же процесс чтения вслух содержит в себе очень важные для развития ребёнка моменты совместного действия, сопереживания, стимулирует эмоциональное, интеллектуальное,  физическое  и социальное развитие.

Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.
Повышает уважение к себе.
Вырабатывает мотивацию поступков.
Стимулирует воображение.
Дает возможность отдохнуть.


Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.
Увеличивает запас слов.
Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.
Улучшает его восприятие (умение понимать).

 Чтение вслух стимулирует физическое развитие.
Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.
Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.
Слушание обостряет навыки аудирования (процесс слушания и понимания текста на слух).

Чтение вслух стимулирует социальное развитие.
Время проводится в контакте с ребенком.
Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.
Читающий узнает интересы другого.
Повышается уверенность в себе.

Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня,  после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уборка игрушек, умывание  и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые  часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно  не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игруш­ки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».

Организация чтения дома

  •     Найдите спокойное место.
  •     Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
  •     Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
  •     Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
  •    Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как  процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры.  Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых. После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.
      
 Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.
 Во-первых, само­стоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения.  
Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший  момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны как и другие),а так же сопереживание, и обсуждение.
        
 И в заключении…
Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.

О пользе семейного чтения
Подготовила: Педагог – психологМБДОУ детского сада №6 г.Данилова Бобочка О.А.



2 комментария:

  1. Евгения Николенко7 сентября 2015 г. в 23:02

    Отличная статья, будем стараться не пропускать чтение с детками.

    ОтветитьУдалить
  2. Мы еще до школы начали читать вместе по вечерам.Богдану нравится.Это очень сближает.))

    ОтветитьУдалить