На днях моя коллега поделилась статьей с вроде бы банальным заглавием "Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо?". Тема актуальная и вечная. А в статье раскрылась для меня не совсем с привычной стороны. А что думаете вы? От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Эту загадку разгадали петербургские социологи.
Есть ли дети, которым предначертаны только школьные неудачи? Есть ли дети, которым еще до рождения предназначено стать отличниками?
Но если это верно, почему многие из детей, с «завещанным» им высоким культурным капиталом, так и не могут себя реализовать? Что им мешает: равнодушие учителей, перегруженные программы, или собственная леность? Или присутствие одноклассников, чьи школьные неудачи фатально предопределены комнатой в коммунальной квартире и пьющими родителями?
«На самом деле многие факторы, которые мы прежде считали важными, не влияют на успеваемость детей, – уверена Ольга Сачава, кандидат филологических наук, магистрант программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). – А на то, что действительно важно, мы прежде и не обращали внимания!…»
Россия в миниатюре
Исследования успешности и неуспешности детей, находящихся в системе образования – один из мировых трендов, заявивший о себе в 90-е годы, когда одновременно во многих странах мира разворачивались глобальные реформы национальных систем образования.
Ольга Сачава – кандидат филологических наук и завуч по учебно-методической работе одной из петербургских школ – не задавалась новыми вопросами, но на некоторые из старых вопросов ей удалось найти новые ответы.
И, наверное, это благодаря ее школе. Школа находится на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.В длину этот остров чуть больше шести километров, в ширину – четыре километра. С Петербургом его соединяют четыре разводных моста. С конца апреля, по конец октября, в период навигации на Неве, мосты разводятся каждую ночь.
Это – самый густонаселенный остров России. На каждом его квадратном километре обитают более 11 тысяч жителей.
В начале 19 века у островка была монополия на всю науку и образование столицы: здесь располагались Петербургская академии я наук, библиотека Академии наук, Университет, Академия Художеств. А сейчас его затопило волной нерасселенных коммунальных квартир. В соседних комнатах, выходящих дверями в общий коридор (с высоким лепным окном 19 века), обитают потомки коренных петербуржцев и – семьи с юга или крайнего севера России.
Большая часть обитателей Васильевского острова – мигранты. Одни ищут лучшей жизни для себя и своих детей. Другие оказались здесь, как некогда герои романов самого петербургского из писателей – лишь потому, что им больше некуда пойти. По их мнению, если уж умирать, то – на Васильевском острове. «30% наших учеников – из социально незащищенных слоев населения», – рассказывают мне учителя.
Нам не надо знать больше ничего про эту школу. Скажем просто: она – на острове, который, сам по себе, – Россия в миниатюре.И Ольга Сачава, завуч и магистрантка Высшей школы экономики, очень хотела узнать про эту Россию что-то новое.
Богатство бесполезно
Социологическое исследование – это множество бумаг и множество вопросов. Большинство вопросов (в этом уверены респонденты, то есть участники исследования) – вообще не по делу. Поэтому далеко не всегда на эти вопросы отвечают честно. Но анкеты составлены так, что у социологов всегда есть возможность проверить искренность ответов. Анкета, которую Ольга раздавала родителям учащихся всех ступеней обучения (со 2 по 11 класс), включала в себя 5 блоков вопросов. Четыре блока – вопросы о семье. Пятый – о ребенке и его успеваемости.
«Сначала мы надеялись получить ответ на вопрос, влияет ли на школьные успехи детей материальный достаток и условия жизни их семей», – рассказывает Ольга Сачава, – Однако прямой зависимости от материального достатка мы не обнаружили.
«Большинство участников нашего опроса, – продолжает Ольга, – обитатели петербургских коммуналок. Только 20% семей живут в отдельных квартирах. Семьи отличников и троечников примерно в равных пропорциях проживают в коммуналках и в отдельных квартирах. Пришлось сделать вывод: обстановка коммунальной квартиры не мешает ребенку быть успешным в учебе.
Не влияет на успеваемость детей и наличие в семье домашней библиотеки. В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг. Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками (более 1000 книг). Трудно найти зависимость, верно?
Важный вопрос, который волнует всех: влияют ли родительские доходы на оценки детей? Можно ли утверждать (как это делают некоторые), что при низком уровне семейных доходов ребенок просто обречен на получать плохие оценки?
Наше исследование отвечает однозначно: нет.
В опросе участвовали малообеспеченные семьи, с доходами на каждого менее 5000 рублей в месяц. Именно из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников! Отличников в малообеспеченных семьях оказалось даже больше, чем троечников.
Доходы 20% семей отличников и 24% семей троечников составляли до 20 000 тысяч рублей на человека. 25% отличников и 21% троечников заявили о доходах более 20 000 рублей на каждого члена семьи. Пропорции и в этом случае сопоставимы. И – мы возвращаемся к той же загадке. В одном случае дети из малообеспеченных (или, напротив, состоятельных семей) почему-то учатся на тройки, в другом – на пятерки!».
– А вы учли, что семьи с высокими доходами имеют дополнительные финансовые возможности? Например, могут нанять своим детям репетиторов?
– Да, и, как правило, нанимают. Но чаще всего родителям не удается компенсировать недостаток семейного общения вкладами в образование ребенка (репетиторы, платные курсы и т.п.). Эти вклады просто не работают.
Материальное благополучие и даже богатство семьи само по себе не способно позитивно влиять на школьные успехи детей.
Влияет другое. И теперь мы подходим к самому интересному.
Условие первое, неожиданное – бабушка
Исследование, проведенное среди семей на Васильевском острове, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником. Неважно, где ты живешь. Важно, – с кем.
Так вот, оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками.
А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе. Троечники же в 40 % случаев вообще не встречаются с бабушками и дедушками. А 5% детей с низкой успеваемостью сообщили, что никогда в жизни не видели старших родственников.
«Это только на первый взгляд кажется удивительным. На школьные успехи ребенка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи, – считает Ольга Сачава. – Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка».
Условие второе, еще более неожиданное – семейный праздник
– И в этой связи не должен казаться необычным следующий пример, – продолжает Ольга Сачава. – Наше исследование показало, что 67 % хорошистов и отличников начальной школы и 73 % хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще!
И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения и т. д.
Мы обнаружили одну интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка.
И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!
– Мы заговорили о семейных празднествах. Бытует убеждение, что почти в 100% случаев два обстоятельства разрушительно влияют на детей: пьянство одного из родителей и (или) их развод. Ваше исследование это подтверждает?
– Мы с самого начала задавались вопросом, влияет ли пьянство родителей на успеваемость детей. Этот вопрос просто «лежит на поверхности». Но выяснилось, что факт пьянства, сам по себе, без сочетания с другими факторами, не является значимым для плохой успеваемости ребенка. Более того: когда родители заявляют: «да, в нашей семье есть проблема, и мы работаем над нею», когда мамы и папы начинают реально что-то делать в этом направлении, – это переламывает негативную тенденцию, которая могла бы повлиять на успеваемость школьника. Негатив компенсируется конструктивной позицией родителей: они осознали проблемы, существующие в семейных отношениях, и стремятся их решить.
Например, некоторые родители учащихся 5-9 классов заявили в анкетах о серьезных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. Мы должны были бы подумать, что их дети – если верить общепризнанным схемам – учатся плохо? Да ничуть не бывало! У 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5! Почему?
Просто эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем. Мы убедились в этом, изучив их анкеты.
В международных исследованиях часто подчеркивается: чем выше уровень образования родителей, тем лучше учится их ребенок. Но это тоже не так.
Например, 64% мам и пап отличников из начальной школы, участвовавших в нашем исследовании, имеют высшее образование, а в 20% семей отличников из начальной школы один из родителей имеет даже два высших образования. 68% родителей троечников имеют только среднее образование. Казалось бы, все правильно, как в исследованиях? Тоже нет.
Если в начальной школе лишь каждый пятый родитель троечника имел высшее образование (21%), то в основной школе их в два раза больше (43%). То есть со временем дети высокообразованных родителей тоже могут стать троечниками.
Но вряд ли мы должны удивляться тому, что 85 % всех отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, живут в полных семьях (причем, таких, в которых отец и мать являются для ребенка родными). Только 5% отличников и хорошистов живут с мачехой или отчимом. Что касается троечников, то здесь ситуация прямо противоположная: больше половины из них (55%) живут в неполных семьях!
Хочу подчеркнуть: жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов. Мы знаем даже отличников (10% из всей выборки), которые воспитываются в неполных семьях. Обычно их мать или отец заявляют, что осознанно не вступают в новый брак, чтобы полностью посвятить себя ребенку.
Но чаще всего к статусу неполной семьи приводит ряд последовательных родительских ошибок. В каких-то жизненных ситуациях родители повели себя недостаточно конструктивно. И — не подумали о том, что расплачиваться за это будут их дети.
Будьте довольны жизнью – и ваши дети станут отличниками
– В сущности, в вашем исследовании вы пришли к выводу, что на школьные успехи ребенка влияют родители. Но тогда могли бы вы нарисовать мне портрет идеальных родителей? Про которых можно сказать: их дети будут (если у них есть, конечно, способности к учебе) учиться на «хорошо» и «отлично»?
– Если для родителей важна ценность семейных отношений, то следующая по значимости ценность – профессиональная самореализация. Возможно, эту мировоззренческую и жизненную позицию родителей по отношению к труду ребенок воспринимает как норму и реализует применительно к собственному труду – учебной деятельности.
Согласно исследованию, проведенном на Васильевском острове, 56 % родителей отличников и хорошистов заявили, что работают, в первую очередь, для самореализации. Они говорят не только о моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности. Лишь 20 % родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным словам, «ради денег».
Еще одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников и хорошистов от семей троечников. Как ни странно, это – удовлетворенность жизнью.
Об этом рассказали 91% родителей отличников и хорошистов и только 62% родителей троечников. Думаю, что многие читатели могут счесть это заявлением либо обманом, либо – самообманом.
Ведь 30% семей отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, относятся к малообеспеченным семьям. А большинство из них живут в коммунальных квартирах.
Баюскин В. С. «За обедом», 1950 г.Фото с сайта www.liveinternet.ru
– Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учебе их дети, – объясняет Ольга Сачава. – Это – закономерность. 23% родителей троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а 9 % заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает. Среди родителей отличников «недовольных» вообще нет. На всех уровнях образования (от начальной до старшей школы) недовольные жизнью родители, как правило, не удовлетворены и учебными достижениями собственного ребенка. Я думаю, любому педагогу известен этот персонаж – «ребенок неудовлетворенных родителей». Его родителям всегда кажется, что главный ресурс развития их чада – это не собственная семья, а общение с одноклассниками из семей с более высоким социальным статусом. Если же таких одноклассников нет, семья снова и снова ищет для отпрыска другую школу. Но «ребенок неудовлетворенных родителей» и в новой школе продолжает учиться неудовлетворительно. Ведь его проблемы – не в школе и не в одноклассниках. Его проблемы – в семье.
— И все же, я думаю, большинство читателей, дойдя до этого места, не поверит, что материальное положение семьи в действительности так мало значит для успехов школьника. И что личное ощущение счастья, которое испытывают родители, гораздо важнее для их детей
– На самом деле здесь проявляются более сложные взаимосвязи. Мы пришли к выводу, что успеваемость школьников коррелирует не с объективными финансово-экономическими условиями, в которых живет семья (они, как мы уже видели, могут быть одинаковы и у отличников, и у троечников), а с системой ценностей их родителей. В том числе – с экономической компетентностью родителей, с их желанием и умением инвестировать в будущее своей семьи. Эта компетентность выражается через соотношение между уровнем дохода и качеством материального окружения, который семье при данном уровне дохода удается обеспечить. То есть на первое место снова выдвигается личность родителей, их отношения с близкими и с окружающим миром.
Поэтому в семьях с относительно низким доходом, но более высоким уровнем предметного окружения (квартира, машина, дача) дети показывают более высокие образовательные результаты, чем в тех семьях, где уровень дохода относительно высокий, но качество предметного окружения ниже.
— Исследование, о котором мы говорим, легло в основу вашей магистерской диссертации, написанной в НИУ-Высшая школа экономики (Петербург). В каждой диссертации есть раздел «выводы». Какие выводы вы бы сделали?
– Я думаю, мы, школьные преподаватели, совершали и совершаем ошибку, вкладывая деньги только в компьютеры, книги, учебное оборудование для школы и для семей. Мы надеялись, что эти вложения повысит успеваемость детей. На самом деле нужно вкладывать средства в целенаправленное взаимодействие с семьями, в формирование у родителей и детей необходимых ценностей и компетенций. Но как это можно сделать – я пока не знаю. Давайте думать вместе.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/tajna-shkolnoj-uspevaemosti-pochemu-odni-deti-uchatsya-horosho-a-drugie-ploho/
Здравствуйте, Наталья Вячеславовна!
ОтветитьУдалитьВсю начальную школу, делала уроки на кухонном столе, под четким и строгим взглядом бабушки :) Результат - отлично))
А у меня все бабушки были очень далеко, читала их письма, знала, что меня невероятно любят и всегда ждут.Заряжалась летом их оптимизмом и любовью, уезжала домой.Жили о-очень скромно.Учились мы с сестрой очень хорошо.:)
УдалитьИнтересная статья, необычные исследования))) Но вот бы их провели в социуме нашей школы, интересно, какие бы еще критерии успеваемости или неуспеваемости были выдвинуты? Развал камвольно-суконного комбината? Жизнь в бараках? Один отец на несколько семей? И если автор статьи не видит выхода, зачем эти исследования проводились?
ОтветитьУдалитьДобрый вечер,Анна Борисовна.У меня такое ощущение, что нам как буд-то не все рассказали.Только то, что понял ,по-видимому, журналист :)).Надо ознакомиться с магистерской диссертацией автора (на что вряд ли будет время :(( )
УдалитьДобрый вечер, Наталья Вячеславовна! Во-первых, я бы для начала разделила всех на тех, кому "дано" и кому "не дано". Можно жить с десятью бабушками, но если "не дано", дело не сдвинется.
ОтветитьУдалитьС последним абзацем я вообще КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласна. "Нужно вкладывать средства в...." На мой взгляд, буря в стакане воды. Кто-то что-то решает, во что-то вкладывает. Взрослые родители отдают детей в школу... А вот это "должны".... Кому мы и что должны? Сейчас и так всех собак на школу вешают. Мы должны воспитать гражданина и патриота, воспитать родителей, занять ребенка.... Что-то семья отходит в сторону (ааааа... для соц. опросов необходима... запамятовала я что-то....) Никогда не думала, что ШКОЛА должна воспитывать МОЕГО ребенка!!!!! И следить за учебой своего ребенка должна я - МАМА!!!! И НИКТО другой.
Моя мама работала на трех работах, поднимая на четверых одна. Бабушек, дедушек не было... И что-то все мы, дети, учились хорошо. Потому как в основе успешной учебы (помимо первого "дано") лежит всего лишь одна-единственная главная вещь: УВАЖЕНИЕ. Уважение к родителю, учителю, школе....
Ох, Надежда Александровна. Как я понимаю Ваш эмоциональный порыв в отношении "дано", "не дано".У меня нет никаких аргументов против.В отношении последнего абзаца....Мне, кажется эта целая тема для дискуссии: кто должен вкладывать в родителей, кто их должен воспитывать, учить воспитывать собственных детей? Только ли учителя их же детей? или должны быть еще какие-то структуры в обществе, которые помогали молодым родителям набираться уму- разуму?
УдалитьДобрый день! Сложный вопрос. Сложная тема. Выскажу свое мнение. Конечно истоки успеваемости ребенка в школе закладываются в семье. Доходность семьи не играет никакую роль в успеваемости ребенка. Моя мама работала и днем и ночью, потому что осталась одна с двумя детьми. Уроки я делала с соседкой, в парк ходили с соседкой. И у меня в мыслях не было как то обидеться на маму за это. Наоборот у меня было огромное уважение к ней. И я стремилась хоть как то порадовать ее. И радовала ее я оценками. Хотя учеба давалась не легко. И я не одна такая. Сейчас почему то все по другому. Может быть родители, которые через все это прошли, сейчас стремятся делать так, чтоб их ребенок не был обделен ни чем, ни в чем не нуждался. Но среди заваливания ребенка игрушками, кружками, репетиторами забывается об уважении. Сейчас все что не пожелается у ребенка появляется на блюдце с голубой каемочкой. Вторая часто наблюдаемая причина на мой взгляд - это отталкивание ребенка. Очень часто наблюдаю картину, когда ребенок обращается с вопросом, родители его отталкивают (попозже подойди, потом отвечу, не мешай, иди спроси у того то... и и.д.) И вот представьте, идет урок, ребенку ничего не понятно, а он не будет об этом говорить, потому что у него подсознательно уже заложено (попозже подойди, потом отвечу, не мешай, иди спроси у того то... и и.д.) О какой успеваемости может идти речь. Все! Он не усвоил материал. Двойка. Родители, не жалейте своего времени, не отпихивайте своего ребенка. Отвечайте на его, даже на самые неразумные вопросы :) И пусть этот вопрос будет много раз задан. Проявите терпение. Одна моя знакомая, имея девочек блезняшек 4-х леток, как то сказала фразу. "Я теперь даже могу вести переговоры с террористами". И я понимаю какую она глобальную работу проводит, разговаривая и объясняя что то своим дочкам. Любите и уважайте своих деток. Удачи всем :)
ОтветитьУдалитьСветлана Александровна, ух, вы дали жару! Спасибо, что нашли время и поделились своим пониманием ситуации.Очень проникновенно.Услышали бы Вас родители.А знакомая ваша очень верно и остроумно подметила,Я взяла фразу на заметку..:))..
УдалитьА я лично знаю малоимущую семью, в которой шестеро детей, четверо из которых школьники, и все хорошисты и отличники. более того, они живут в однокомнатной квартире!!! Старшие дети стараются помогать родителям, торгуют вместе с ними на рынке книгами и газетами. В такое трудно поверить, но это так.
ОтветитьУдалитьПредположу: здравые, рассудительные , любящие родители и ,возможно, талантливые дети......
УдалитьЗдравствуйте, Наталья Вячеславовна! Спасибо за статью - есть над чем задуматься...
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что успешность в учёбе на 50% зависит от наследственности, на 30- от желания самого ребёнка хорошо учиться, а на 20 - от учителя, его отношения и профессионализма.
Добрый вечер , Лилия Павловна.Как у вас лаконично и точно получилось обобщить.Я с Вами абсолютно согласна.Вот ,как раз ,и хочется разобраться нам, педагогам и родителям в этих 30 %.Что может влиять на желание ребенка.Мне, кажется, автор статьи высказал интересные предположения, трудно их оспорить.
УдалитьЗдравствуйте, Наталья Вячеславовна! Только в семье, где царит любовь и взаимопонимание, преемственность поколений, забота и внимание, будут расти отличники и просто успешные дети, которых не отталкивают со словами: "Ты достал меня своими .........вопросами" и всегда внимательно отнесутся к любому проявлению, всегда примут и приласкают, вот тогда ребенок буде успешным и готовым пройти через все трудности жизни, потому что у него есть СЕМЬЯ, а не миллион долларов у его родителей.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, уважаемые коллеги и родители. Спасибо, что так искренно поделились своими мыслями, чувствами.Почти дискуссия получилась:)).
ОтветитьУдалитьЯ очень настороженно отношусь ко всякому роду социологических исследований (в чем соглашусь с Анной Борисовной), особенно когда поднимается такой глобальный вопрос.Здесь тремя пунктами не обойдешься.Но, то,что статья заставляет задуматься,это однозначно.И очевидно, что одна из причин неуспеваемости лежит прямо перед нами: взаимоотношения в семье, между всеми поколениями.Пришел на ум стих из притчей Соломоновых: у мудрого глаза перед собой , а у глупого на конце земли.Меня статья еще раз заставила вспомнить то, что в принципе знала.Освежила и встряхнула по отношению к собственным детям.