Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная

Ручки, ножки, огуречик,- появился человечек! Это важно, чтобы вырос он отважным, чтобы мог найти дорогу. Это трудно, это сложно, но иначе невозможно: только так из человечка выйдет человек!

08 ноября, 2015

Встреча с родителями №6 :"SOS - я не понимаю звуко-буквенный анализ слова".

Для чего нам нужен  звуко -буквенный анализ слова? Многие родители не хотят вникать  в этот материал.
 "Не знаю, вроде бы, что-то понимает, что -то  рисует разными цветами, штрихует. Помочь не могу, не понимаю.Надеюсь, время пройдет, перескочим этот трудно понятный материал, " -думают родители.Чтобы такие мысли не посещали дорогих мне родителей 1 "Б" класса, на каникулах была организована необычная встреча родителей и  детей - "SOS: я не понимаю звуко-буквенный анализ слова".


Тех родителей, кто думает , что  главное сейчас,это научиться читать и писать , и в этом  секрет дальнейшей успешной учебы,я спешу разочаровать.
С одной стороны, дети осваивают орфоэпические нормы родного языка — культурный человек должен правильно произносить слова. С другой стороны, различать устное произношение и написание слова необходимо, чтобы освоить «перевод» речи устной в письменную. Научить тому, как соотносятся между собой звуки и их знаки (буквы), и есть основная задача начальной школы. В этот же период закладываются и основные правила орфографии (правильного написания слов).Так что перескочить не удастся , сейчас закладывается фундамент формирования  у учащихся прочных и осознанных навыков правописания.
В настоящее время, когда обучение грамоте детей начинается буквально с пеленок, особенно важно понимать, что процесс обучения грамоте должен идти от звука к букве. При этом, как показывает наша последняя встреча, даже не все взрослые понимают разницу между этими понятиями.

Давайте разберемся.
Звуки речи на письме обозначаются буквами. Буква – это символ, обозначение звука при письме. То есть, звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
Теперь нужно понять, что звук и буква – не равнозначные понятия.
В русском языке

  10  гласных букв:        А, Я, О, Ё, Э, Е,  У, Ю, Ы, И.
  21 согласная буква:  Б, В, Г, Д, Ж. З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х. Ц, Ч, Ш,Щ.
  2 особенных буквы, не обозначающих звуки: Ь, Ъ.


Разберёмся со звуками.  Звуки речи делятся на


                                 





6 гласных звуков:   А, О, У, Э, Ы, И.
36 согласных звуков, среди которых выделяют:    
       - твёрдые согласные (перед А,О,У,Э,Ы – «лук»)
       - мягкие согласные (перед Я,Ё,Ю,Е, И – «люк»)
Например, слова «угол» - «уголь» различаются только тем, что в слове «угол» последний звук  Л – твёрдый,  а в слове «уголь» звук Л’ – мягкий (мягкость звука обозначается значком ’).
В русском языке есть согласные
всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц.
всегда мягкие: Й, Ч, Щ.
Согласные также могут быть глухими (произносятся с шумом без участия голоса) и звонкими (произносятся с голосом и шумом): Б–П,  З–С  и т.д.  
Проверить глухость или звонкость согласного можно приложив ладонь к горлу и произнеся звук: если звук звонкий, то будет чувствоваться лёгкое дрожание, вибрация голосовых складок.


Для наглядности нашла удобную таблицу (можете ее распечатать):
                                  

Теперь разберемся с гласными.

                      

Итак, подходим, непосредственно к самому звуковому разбору слова.Я его провожу по следующему плану.
Звуковой разбор слова.
1. Произнеси ( ПРОТЯНИ) и послушай слово.
2. Найди ударный слог (ПОЗОВИ ЗА СОБОЙ СЛОВО или СКАЖИ ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ).
3. Скажи слово по слогам (МОЖНО ПОМОЧЬ СЕБЕ ХЛОПКАМИ или КАК БОЛЕЛЬЩИКИ НА ТРИБУНАХ СКАНДИРУЮТ).
4. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй
Он стоит отдельно или образует слияние?Если образует слияние,то ....
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

6. Обозначь выделенные звуки условным значком.
И так далее до конца слова.

Характеристика звуков.

Давайте, посмотрим на примере.






Уважаемые родители,  предлагаю пройти по ссылке,поиграть и закрепить знания ваших детей на тренажерах здесь и здесь.

Для коллег - статья П,С, Жедек. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию.Прочитать можно здесь














4 комментария:

  1. Здравствуйте, Наталья Вячеславовна! Спасибо за нужный и своевременный материал, это очень важно, чтобы детки различали звук от буквы! Я на своих занятиях уделяю много времени на эти понятия! Очень печально, что родители не всегда в теме((((((((

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Людмила.Не всегда имею доступ в интернет, поэтому, возможно опубликовываю комментарии с некоторым опозданием, простите, великодушно.:))
    В защиту своих родителей хочу сказать, что была очень удивлена, тому , сколько человек пришло на встречу.Каникулы, вечер, середина рабочей недели.....Так держать, родители 1 "Б"

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Наталья Вячеславовна! Вы умница, находите время и родителей просветить! Очень хорошая статья, все подробно и грамотно изложено! Ваши родители молодцы, что приходят на такие встречи с учителем))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Львовна, рада, что вы забежали к нам в гости.Действительно, родители в моем классе большие молодцы.Очень хочу надеяться, что это динамика сохранится до конца четвертого класса.

      Удалить